Музыка занимает особое место в жизни человека. Интерес ребёнка к музыке можно заметить с раннего возраста. Если понаблюдать за дошкольниками в процессе игры, можно увидеть, что дети придумываю разнообразные движения, тихонько напевают, придумывают новые слова. Они играют и занимаются творчеством. А педагоги должны помогать детям находить новые средства музыкальной выразительности (мелодия, тембр, ритм, жесты, темп, динамика, характер исполнения), тем самым развивать музыкальность детей.
Музыкальная импровизация – особый вид художественного творчества, при котором музыка создается в реальном времени из собственных мыслей. Детская музыкальная импровизация выражается в песенном, танцевальном и музыкально – игровом творчестве детей. Для этого не нужны специальные приспособления–голос есть у всех, ладони– могут заменить детям музыкальный инструмент, тело– может исполнить любое движение. Когда дети часто выступают, танцуют и поют, они накапливают опыт, который помогает им в дальнейшем импровизировать
Для развития детской музыкальной импровизации я использую этапы детского творчества, которые обозначила Н.А. Ветлугина* с группой педагогов.
1 этап – ребенку дается установка на создание нового – придумай, измени, сочини;
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий, танцевальных композиций.
В своей работе со старшими дошкольниками я применяю музыкальные сказки- импровизации, которые, способствуют музыкальному и общему развитию ребенка. Ведь все дети любят сказки. Потому, что в сказках случаются настоящие чудеса. Вместе с героями можно путешествовать в далекие края, послушать невероятные истории, сразиться с настоящими волшебниками и конечно, найти новых друзей.
Сказки–импровизации развивают внимание, память, фантазию. Способствуют развитию коммуникативных, музыкально–ритмических навыков. К 6-7 ми годам проявляется самостоятельность, инициативность, дети накапливают опыт исполнительства. Умеют придумывать небольшие песенки, попевки, создавать музыкально – игровые образы персонажей, характерные повадки зверей, и т.д.
Так же сказку можно использовать в досуговой деятельности. Желательно иметь нужные атрибуты, которые могут понадобиться детям: различные корзинки, шапочки, муляжи грибочков, звездочки, волшебные палочки, шумовые музыкальные инструменты и т.д.