Юрина Галина Александровна музыкальный руководитель

Укрепление здоровья детей через музыку.

 Охрана и укрепление здоровья детей - одна из стратегических задач современного дошкольного образования. Высокий уровень заболеваемости, увеличение функциональных расстройств у детей и взрослых указывают на приоритетность решения данной проблемы на основе совершенствования воспитательно-образовательного процесса в условиях ДОУ.

В свете решения данной задачи, важно отметить эффективность  роли музыки,  как  средства оздоровления дошкольников.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. В древней Греции звуками трубы лечили от радикулита  и нервных болезней. Гиппократ рекомендовал музыку от бессонницы и эпилепсии. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни. И даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган. На некоторых итальянских инструментах эпохи Возрождения можно увидеть надпись: «Музыка лечит душу и тело».  Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе  проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток и замедлять рост других. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Но главное музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.[1, с 3.]

Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения подходит к решению задачи оздоровления дошкольников средствами музыки как традиционными методами и формами организации работы с детьми, так и методическими новациями (передовой опыт, результаты творческого поиска).

Основа основ для укрепления здоровья ребенка – это развитие его чувственной, эмоционально-волевой и духовно психической сферы. А так, как самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя, во главу угла мы ставим эмоциональное восприятие музыкальных произведений. Развивая слуховую чувствительность, мы стремимся, чтобы ребенок воспринимал музыку внутренне, вообразив, что он растворяется в ее звучании, и она словно протекает сквозь него, активизируя или расслабляя, в зависимости от характера и содержания. Именно такое восприятие музыки способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма.

Если человек обладает тонкой слуховой  чувствительностью, эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно и дает больший оздоровительный и воспитательный эффект.

Полезно восприятие музыки в сочетании с «музыкой слова», «музыкой природы», «музыкой цвета».

Музыкальные впечатлений, переживания связанных с прослушанной музыкой, дети передают в творческих проявлениях, что, несомненно, способствует самовыражению, раскрепощению, обретению внутренней свободы и вдохновения, дающего импульс жизненным силам.

Творчество предполагает наличие исполнительских способностей детей, сформированных  в процессе пения, музицирования, музыкального движения. А так, как в основе этих видов деятельности  лежит психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и т.д., проводим их в здоровьесберегающем режиме, в интересной занимательной форме.

При обучении детей пению во время музыкальных занятий направляем свои усилия на то, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, стараемся отучать детей петь крикливо, резко, напряженно, а для решения этой цели  больше внимание уделяем певческой установке, т.е. правильной позе ребенка во время пения. Прямое положение корпуса и головы создает благоприятные условия для естественных движений, как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате, в то время как подъем плеч, напряжение шеи при вдохе мешают спокойной работе дыхания. Прямая спина, слегка отведенные назад плечи, свободная шея позволяют выполнят вдох без напряжения и перегрузки. При правильном положении корпуса приобретается возможность и плавного выдоха. Дети приучаются организованно пользоваться дыханием, избегая его форсирования, ненужного и вредного напора на гортань. Мышцы при этом получают возможность нормально развиваться и укрепляться.

В повседневной жизни дошкольника рекомендуем педагогам и родителям использовать песню, как эффективное средство воздействия на эмоциональное и физическое состояние ребенка. Во время режимных моментов, одевания, умывания и т.д. мы предлагаем взрослым не молчать  и не говорить обыденных, порой ничего не выражающих слов, а напевать песенку, пестушку, прибаутку, колыбельную, значение которых трудно переоценить.

Массу ассоциаций и радостных эмоций вызывает свежесть и необычность звуков элементарного музицирования. Оно способствует развитию слуха, мелкой моторики кистей рук, формированию чувства ритма.

Но  наиболее интересным, и любимым видом музыкальной деятельности для детей, конечно, является музыкальное движение, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Оно приносит им ни с чем, ни сравнимую радость, повышает тонус нервной системы. У музыки и движения есть много общих параметров: это темп, ритм, динамика, а также характер, художественно – игровой образ. Поэтому музыкальное движение позволяет ставить многогранные задачи и достигать высоких результатов в их решении. Оно способствует развитию музыкальности (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти); двигательных качеств и умений (ловкости, силы, выносливости, координации и свободы движений, гибкости, пластичности и грациозности, формированию правильной осанки, красивой походки.); творческих способностей, потребности самовыражения и саморегуляции; тренировке психических процессов и развитию эмоциональной сферы.

30 мая 2020 в 11:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.