Юрина Галина Александровна музыкальный руководитель

Подготовка ребенка к музыкальному конкурсу.

 Подготовка музыканта-исполнителя всегда отличается вариативностью используемых методов и организационных форм обучения. Это связано с тем, что каждый ученик не только индивидуален, но и должен освоить и социализировать неоднозначное, зонное по трактовке и ее воплощению явление – музыкальное произведение (или несколько произведений). Поэтому, даже если разучиваемый опус избран педагогом максимально в соответствии с требованиями развития конкретного ученика, поиск и эксперимент в деятельности педагога всегда присутствует, в том числе и в отношении используемых структурных единиц музыкально-образовательного процесса. Из всего множества существующих организационных форм обучения конкурс имеет свои особенности, знание которых позволяет педагогу оптимально применять его в своей профессиональной практике. К таковой специфике относится следующее.

Конкурс предполагает публичное исполнение музыкальных произведений, что является обязательным требованием осваиваемых умений, обеспечивающих выполнение музыкальным искусством своей главной функции – социализацию опусов. Способность петь или играть на музыкальном инструменте перед публикой формируется постепенно и обычно довольно продолжительно. Начинающий музыкант должен научиться не только воспроизводить определенную интерпретацию музыкального сочинения перед слушателями, но и уметь общаться с ними посредством трансляции «звучащей музыкальной мысли», воспринимать и понимать реакцию публики на озвучиваемое, отвечать на нее. Поэтому достижение необходимого исполнительского мастерства в озвучивании произведений должно дополняться развитием у начинающего музыканта данных умений их социализации, которые со временем перерастают в навыки сценических действий, имеющих свои специфические особенности выполнения. Учитывая актуальность соответствия представленным требованиям конкурсантов и активизацию удовлетворения таковых посредством стремления участников «достичь наивысших результатов в реализации своих способностей, через их развитие и демонстрацию» в условиях конкурсов, их использование для музыкально-исполнительского совершенствования обучающихся целесообразно и перспективно.

В данном процессе наиболее часто встречающейся проблемой является боязнь сцены обучающимися, страх демонстрации деятельности перед неким собранием людей (слушателями), в связи с возможностью негативной оценки совершаемых действий воспринимающей стороной. Для преодоления такого рода затруднений необходимо взять за основу выводы психолого-педагогической науки и практики, указывающие, что дошкольный возраст – это особенно значимый этап для дальнейшего активного развития личности (В. Л. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.И. Фельдштейн и др.), ее творческого потенциала (Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, А.Я. Пономарев, Л.Н. Прохорова и др.), в частности, посредством осуществления детьми разных видов музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Е.А. Дубровская, A.Н. Зимина, О.П. Радынова и др.). Изложенное делает актуальным начинать формирование у детей умений выполнять музыкальные действия публично и сценически с дошкольного возраста, когда ребенок еще не имеет или легче преодолевает многие психологические барьеры.

К ведущим видам развиваемой музыкальной деятельности дошкольников относится слушание, предполагающее интерпретацию услышанного материала, и исполнительство, создающее базу для импровизации и сочинения музыки. В процессе освоения указанных видов музыкального функционирования у детей расширяется опыт и повышается качество общения с музыкой, которая становится для них средством самовыражения и творчества. Процесс этого обучения облегчает распространенность музыкального искусства в обществе, увеличивающая количество контактов с ним людей, к числу которых относятся и детей. При целенаправленной организации данных коммуникаций потенциально возможен рост качества такого общения ребенка с музыкой. Особенно это актуально в контексте слушания музыки в быту как наиболее востребованном виде музыкальной деятельности в современном социуме. Но данные действия не исчерпывают существующего потенциала в рассматриваемой сфере. Так, в педагогической теории и практике отмечается, что семейная традиция совместного музицирования с детьми способствует расширению знания музыкальных произведений, положительно влияет на развитие их вокальных и инструментальных музыкально-исполнительских способностей, включая и аспекты качественной реализации опусов на публике. Продуктивное достижение указанных перспектив в настоящее время обеспечивает то, что «выявление педагогического ресурса коммуникации, направленного на актуализацию музыкально-культурного потенциала личности, позволяет преодолеть ряд негативных явлений в культуре современного общества».

Учитывая доминанту игры в освоении дошкольниками нового и совершенствовании осваиваемого, именно ее элементы должны отличать организацию данного процесса, в том числе и его музыкально-воспитательного аспекта. Стремление детей научиться выполнять действия в музыкальном искусстве, которые активно реализуются в социуме, а далее демонстрировать свои умения и получать признание, одобрительные оценки окружающих, стимулирует их к участию в музыкально-исполнительских мероприятиях. К таковым относятся, в частности, и конкурсы.

В связи со сказанным, конкурс для дошкольников в первую очередь должен носить характер игры, праздника, без акцентуации на ранжировании участников. Это особенно значимо, поскольку в последнее время в воспитании дошкольников наметилась тенденция к вытеснению игровой деятельности, посредством которой происходит «наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка». Указания на допущенные ошибки, не позволившие стать победителем или попасть в число лучших участников, целесообразно излагать как цели для дальнейшей работы, не забывая подчеркивать все положительные стороны выступления. У ребенка в этом случае появляется желание совершенствовать свои умения и не возникает страха повторно публично совершить какую-нибудь ошибку. Такая установка становится стимулом для выступлений с музыкальными номерами, например, на музыкальных занятиях и утренниках в детском саду или дома перед родственниками и гостями, что часто практикуется в семьях.

26 марта 2022 в 11:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.